top of page
Фото автораСергей Градусов

P. S.: Завтрак съешь сам


Победитель первого конкурса эссе, проведённого «Тайными тропами», «Дьявол как средоточие истины и морали. Духовные искания Михаила Булгакова. К 100-летию начала литературного творчества». Говорит про себя: «Я человек частный, «внутренний», факты внешней биографии не интересны и ничего не объясняют. Сфера интересов – живопись и литература; русская литература; Достоевский, Булгаков, Платонов... Сколько себя помню, пишу, красками и словами. Счастлив, что судьба свела меня с Соломоном Эпштейном (живопись) и Виктором Соснорой, ЛитО которого, как и многие, посещал. А Эпштейн – пласт моей жизни, с 1975 по 2020 год. Он большой художник, иногда думаю, что и очень большой, говорить о нём – это говорить о живописи, что очень трудно: «нет для смежных искусств у поэзии слов»».

Настоящая публикация, говоря по-современному, – сиквел, а по-литературному, продолжение, необходимый постскриптум к той, победной, статье.


Читайте публикацию Сергея Градусова, опубликованную в 3 номере «Тайных троп» в PDF:



Мой текст о месте Воланда в «Мастере и Маргарите» (см. «Рукописи горят», «Тайные тропы», № 2, 2022 ) основывался, по сути, на двух мыслях. Одна о том, что дьявол не в силах вернуть автору сожжённую рукопись: дьявол не способен сотворить чудо – его возможности ограничены фокусами, более или менее эффектными, мошенничеством, явным или замаскированным, и обманом разной степени наглости. Мысль, в общем, банальная, но в мире «Мастера и Маргариты» Воланд кажется почти всесильным – и всё же мне удалось найти в тексте романа достаточно доказательств, обличающих в чёрте плута и обманщика, а никак не чудотворца. Совсем недавно нашлась и ещё одна улика.

Я подхватил вирус и, свалившись в постель, взял в руки лучшее обезболивающее – хорошую книгу. Снялась с полки «Мастер и Маргарита» – и тут же обнаружилась в ней ещё одна деталь, уличающая дьявола во лжи! Помните место, где Воланд рассказывает о завтраке у Канта? Ну так вот: всем известно, что Кант не завтракал. Всем известно, что он принимал пищу раз в сутки, в час дня, съедая в один присест весь дневной рацион. Такую трапезу назвать завтраком никак невозможно.

То есть налицо опять-таки случай «так называемого вранья», по выражению Фагота. Не был чёрт у Канта; врёт старый паскудник…

Но я-то каков! Смотрю в книгу, а вижу... Всю жизнь читаю и только сейчас заметил. На самом видном месте, на двенадцатой странице! Стыд и позор! Пойду посыплю седую голову пеплом да приму триста капель эфирной валерьянки, забудусь сном...

Ну ладно, я… А Берлиоз? Бесспорный эрудит Берлиоз? Он-то как мог купиться на столь явную ложь?!..

Не постигаю…


В оформлении обложки публикации использована картина Арсения Блинова «Огонь». 2012.

Недавние посты

Смотреть все

Commenti


bottom of page